Разъяснение действующего законодательства

Разъяснение действующего законодательстваИзменился порядок признания дома аварийным

С 10 декабря 2019 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2019 № 1535 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Аварийное состояние несущих строительных конструкций является основанием для расселения многоквартирного дома аварийным.
Определяется, что основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызывать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Указывается, что в случае, если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме требуют обязательного согласования с органом местного самоуправления

Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).
Под переустройством помещения в многоквартирном доме понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.Перепланировка помещения это изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В целях получения решения о согласовании заинтересованное лицо направляет в уполномоченный орган местного самоуправления заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266, с приложением оформленного проекта переустройства и (или) перепланировки помещения и других документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято органом местного самоуправления не позднее чем через 45 дней со дня поступления документов.Самовольное переустройство и перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет административную ответственность по статье 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа до 2,5 тыс. рублей.Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено или перепланировано обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса РФ). Если помещение не будет приведено в прежнее состояние суд по иску уполномоченного органа принимает решение о продаже такого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Как возместить ущерб, причиненный автомобилю при движении по автодороге ненадлежащего качества?

На территории Российской Федерации качество дорожного полотна должно быть безопасным для участников дорожного движения. Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
а) автомобильные дороги федерального значения;
б) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
в) автомобильные дороги местного значения;
г) частные автомобильные дороги.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Таким образом, в содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, которое осуществляется в соответствии с требованиями действующих технических регламентов.Из приведенных норм следует, что обеспечение сохранности дорог в целях безопасности дорожного движения является публичной функцией, ответственность за ущерб, причиненный транспортному средству вследствие недостатков содержания улично-дорожной сети при условии отсутствия вины лица, управляющего транспортным средством, несет владелец автомобильной дороги.Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, а также физические или юридические лица (п. 7 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты»). Порядок определения собственника автомобильной дороги установлен в статье 6 указанного Федерального закона.
Для возмещения ущерба, причиненному транспортному средству, его собственнику необходимо обратиться в суд с иском о возмещении ущерба к владельцу автомобильной дороги.

Ответственность граждан за нарушение правил пользования газом

Собственник жилого помещения обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее по тексту – Правила). Обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту – газовое оборудование) является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов, которое обеспечивается:
— в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта;
— в домовладении собственником домовладения путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов.
Проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится:
а) при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключении нового оборудования;
б) при переустройстве и ремонте дымовых и вентиляционных каналов;
в) в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) — не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона);
г) при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, диагностировании газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
Граждане обязаны незамедлительно сообщать в газовую службу о неисправности оборудования, входящего в состав газового оборудования, а также об авариях, утечках и иных чрезвычайных ситуациях, возникающих при пользовании газом; эксплуатировать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными для такого оборудования техническими требованиями, а также незамедлительно уведомлять газовую службу об изменении состава газового оборудования; обеспечивать доступ представителей газовой службы к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования, а также для приостановления подачи газа в случаях, предусмотренных указанными Правилами.
Кроме того, граждане обязаны соблюдать инструкцию по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В случае отсутствия тяги в дымоходах и вентиляционных каналах, отсутствии притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования, неисправности или вмешательства в работу газоиспользующего при невозможности незамедлительного устранения такой неисправности, использования газового оборудования при наличии неустранимой в процессе технического обслуживания утечки газа, пользования неисправным, разукомплектованным и не подлежащим ремонту внутридомовым или внутриквартирным газовым оборудованием, несанкционированным подключением газового оборудования к газораспределительной сети газовая служба обязана незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом гражданина.
Также газовая служба вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае отказа гражданина 2 и более раза в допуске газовой службы для проведения работ по техническому обслуживанию газового оборудования, отсутствия договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, истечения у газового оборудования нормативного срока службы.
Гражданин несет установленную законодательством Российской Федерации и договором о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования гражданско-правовую ответственность.
Помимо этого, за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования предусмотрена административная ответственность статьей 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, отказ в допуске представителя газовой службы для выполнения работ, уклонение от замены оборудования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. рублей. В случае если такие действия (бездействие), привели к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, то штраф для граждан составляет до 30 тыс. рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. рублей.

О порядке и условиях заключения трудового договора

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого между ними (ст. 16 Трудового Кодекса Российской Федерации). Таким образом, основным документом, определяющим статус работника, является трудовой договор. При этом в силу ст. 67 ТК РФ работодатель обязан оформлять трудовые отношения с работником в письменном виде.
В целях защиты своих трудовых прав работнику надлежит требовать от потенциального работодателя заключения с ним письменного трудового договора, оформления его в двух экземплярах для обеих сторон трудовых отношений, подписания договора и получения на руки.Наличие у работника трудового договора является основным гарантом возникновения и закрепления трудовых отношений, прав и обязанностей. Вторичной гарантией факта трудовых отношений служит положение ст. 67 ТК РФ, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Однако, возможны случаи, когда работники начинают работать по приглашению других работников работодателя (менеджеров по персоналу, бригадиров и т.д.), но в дальнейшем с ними трудовой договор не заключается, так как указанные лица не являются представителями работодателя. Чтобы не допустить подобного, необходимо приступать к трудовой деятельности только после заключения договоренности с непосредственным работодателем (руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, либо их официальными представителями).
При этом в силу ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении работника к работе работодатель всё равно обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
В случае нарушения вышеуказанных требований работодатель может нести административную ответственность по ч. 3 либо ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, санкции которых предусматривают наказание в виде штрафа: для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Кроме того, перед подписанием трудового договора работнику надлежит подробно ознакомиться с текстом договора, обратив внимание на наличие в нем обязательных условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ.
Такими условиями являются, в том числе:
— место работы;
— трудовая функция и конкретный вид поручаемой работнику работы;
— дата начала работы, а в случае заключения срочного трудового договора, срок его действия и основание для его заключения;
— условия оплаты труда;
— режим рабочего времени и времени отдыха;
— условия труда на рабочем месте и характер работы;
— условие об обязательном социальном страховании работника;
— другие условия в случаях, предусмотренных законодательством.
При этом в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Знание работниками положений трудового законодательства и своих трудовых прав позволит не допустить их нарушений.

О гостиничных услугах в жилых помещениях многоквартирных домов

Обращаю внимание, что с 1 октября 2019 года установлены ограничения на использование жилых помещений и гостиниц с гостиничными услугами. Такое стало возможным благодаря изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации. Теперь, размещение хостелов и оказание гостиничных услуг в жилых помещениях многоквартирных домов и при отсутствии изолированного входа в помещения хостелов, запрещено. Согласно ч. 3 ст. 17 ЖК РФ не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности. Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг. Таким образом, нельзя в жилых помещениях: жилых домах, квартирах, комнатах размещать гостиницы и оказывать гостиничные услуги. Данные запреты касаются не только хостелов, но и посуточной аренды жилья. Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (ст. 293 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Утеряна посылка. Порядок действий

Правоотношения, возникающие из оказания почтовых услуг урегулированы Федеральным законом «О почтовой связи» (от 17.07.1999 № 176-ФЗ), а также Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234. Это в том случае, если почтовая организация зарегистрирована на территории РФ.
Документом, подтверждающим факт оказания почтовых услуг, является квитанция, которую оператор выдает потребителю. Она содержит основные сведения о почтовом отправлении (его разновидность, адресат, наименование отделения связи в месте назначения, номер отслеживания (почтовый идентификатор). В том случае, если почтовое отправление не пришло, то в первую очередь с помощью почтового идентификатора необходимо проследить ее путь через официальный сайт почтовой организации. Если в последнем месте нахождения посылка пребывает длительное время, или информации о почтовом отправлении нет – необходимо обратиться к почтовому оператору с претензией о розыске почтового отправления. Сделать это в течение 6 месяцев с даты, указанной в почтовой квитанции, могут отправитель, получатель или их законные представители в отделениях по месту отправки и назначения, через официальный сайт или портал «Госуслуги». В силу п. 64 Правил оказания услуг почтовой связи претензия должна содержать номер регистрируемого почтового отправления. В случае, если почтовое отправление не найдено или потребитель не согласен с полученным ответом, назначенной компенсацией, то следует обращаться в суд.

Об ответственности управляющих компаний за ненадлежащее содержание детских игровых площадок

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ) государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Поэтому безопасность детских площадок при многоквартирных домах является важным критерием в указанной политике.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 27.03.2018) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Ответственность за содержание детской игровой площадки, являющейся объектом общего имущества многоквартирного дома, возлагается законодателем на управляющую компанию (п. 42 Правил).
В Российской Федерации существует ряд ГОСТов, регламентирующих требования, которым должна отвечать детская площадка. Некоторые регламенты носят рекомендательный характер, другие – являются обязательными для исполнения.
Так, обязательными являются требования к оборудованию и покрытию детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного использования. Оборудование и элементы оборудования должны соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты. Они должны быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и он мог его предвидеть. Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками, наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Износостойкость и твердость поверхностей полимерных и композиционных материалов, включая стеклоармированные полимерные материалы, должны обеспечивать безопасность детей в течение всего установленного периода эксплуатации. Элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.).
В свою очередь для управляющей организаций предусмотрена обязанность в целях надлежащего облуживания детских игровых площадок осуществлять:
— регулярные визуальные осмотры с целью проверки оборудования, позволяющие обнаружить очевидные опасные дефекты, периодичность которых устанавливается владельцем исходя из условий эксплуатации оборудования;
— функциональные осмотры – детальные осмотры с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов оборудования, прочности узлов крепления – проводятся с периодичностью один раз в 3 месяца в соответствии с инструкцией производителя;
— ежегодные основные осмотры – проверки, выполняемые один раз в год с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности.
Результаты осмотров отражаются в актах, составленных по формам, утвержденным ГОСТ.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
За ненадлежащее содержание придомовой территории (в том числе детских игровых и спортивных площадок) предусмотрена административная ответственность (ст.ст. 7.22, 8.1, 8.2, ч. 2 ст. 14.1.3, ст. 14.4, 14.43 КоАП РФ).
Кроме того, в случае, если ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации игровой площадки повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ(выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей) либо по ст. 293 УК РФ (халатность).

Рассмотрение обращений потребителей по вопросам теплоснабжения

Соблюдение требований федерального законодательства, регламентирующего вопросы рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения, является важным гарантом обеспечения прав граждан на безаварийное и бесперебойное предоставление коммунальной услуги отопление надлежащего качества в отопительный период.
В силу Федерального закона «О теплоснабжении» (от 27.07.2017 № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится помимо прочего рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения (утв.постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808).
Правилами организации теплоснабжения в РФ установлен порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения. В соответствии с данными Правилами для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода — круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей. Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.
Обращения могут подаваться потребителями в письменной форме, а в течение отопительного периода — в устной форме, в том числе по телефону. Обращение, полученное должностным лицом органа местного самоуправления, регистрируется в журнале регистрации жалоб (обращений). После регистрации обращения должностное лицо органа местного самоуправления обязано:
-определить характер обращения (при необходимости уточнить его у потребителя);
-определить теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию, обеспечивающие теплоснабжение данного потребителя;
-проверить достоверность представленных потребителем документов, подтверждающих факты, изложенные в его обращении;
-в течение 2 рабочих дней (в течение 3 часов — в отопительный период) с момента регистрации обращения направить его копию (уведомить) в теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения, при этом дату отправки запроса зарегистрировать в журнале регистрации жалоб (обращений).
После получения ответа от теплоснабжающей (теплосетевой) организации должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 6 часов в отопительный период) обязано:
-совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией определить причины нарушения параметров надежности теплоснабжения;
-установить, имеются ли подобные обращения (жалобы) от других потребителей, теплоснабжение которых осуществляется с использованием тех же объектов;
-проверить наличие подобных обращений в прошлом по данным объектам; при необходимости провести выездную проверку обоснованности обращений потребителей;
-при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.
Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов в отопительный период) с момента его поступления. Дата и время отправки должна быть отмечена в журнале регистрации жалоб (обращений). Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей (теплосетевой) организацией.

Источник: http://admvpol.ru/about/info/news/12734/