С 1 января 2021 года вступает в силу большое количество новых нормативных документов, связанных с автомобилями и их эксплуатацией.
В данной статье речь пойдет о новых правилах стажировки водителей при приеме на работу.
Документ, вступающий в силу с 1 января 2021 года, носит название «Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта«. Предшествующий документ имеет точно такое же название, однако по содержанию они очень сильно различаются. Например, традиционное понятие «стажировка» с 1 января будет заменено на понятие «испытание». Кроме того, есть и еще несколько важных нововведений:
Что представляет из себя профессиональный отбор водителя?
СТАЛО:
Профессиональный отбор включает в себя:
- подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- испытание.
Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.
Что касается второго этапа, то его традиционное название «стажировка» заменили на новый термин «испытание».
Отмена собеседования при приеме водителя на работу
БЫЛО:
9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.
Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.
Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.
Испытание водителя вместо стажировки
БЫЛО:
13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
СТАЛО:
7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
В данном пункте есть несколько важных нововведений:
1. Понятие стажировка заменили на понятие испытание. Аналогичное определение используется и в Трудовом кодексе.
2. Из документа исключена информация о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Однако, поскольку других указаний по поводу продолжительности стажировки в документах нет, фактический срок все равно устанавливается работодателем.
Естественно, при выборе срока нужно помнить и о требованиях статьи 70 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
3. Изменились и условия проведения испытания (стажировки). До 31 декабря 2020 года стажировка проводилась лишь при определенных условиях (при первом приеме на работу, при перерыве в работе больше года, при приеме на работу на другой тип ТС). С 1 января 2021 года испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу.
Обновленное содержание листа стажировки
БЫЛО:
18. Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:
- номер стажировочного листа;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
- дата и время прохождения, количество часов стажировки;
- замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
СТАЛО:
12. Лист испытаний содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
В данном пункте есть 2 важных нововведения.
Во-первых, сам документ переименован из листа стажировки в лист испытаний.
Во-вторых, из текста документа исключен раздел, содержащий замечания водителя-наставника по работе стажера.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что если Ваша организация занимается приемом водителей на работу, то до 1 января 2021 года ей придется пересмотреть порядок приема на работу, а также разработать новые формы документов.