Он заявил, что в реформировании контрольно-надзорной деятельности достигнуты определенные результаты. Работа по совершенствованию сферы контроля и надзора ведется сразу по трем направлениям — обновление обязательных требований к предпринимателям, модернизация системы контроля и создание системы обратной связи.
К началу 2021 года в рамках процедуры регуляторной гильотины была проанализирована и пересмотрена вся нормативная база, включающая обязательные требования. Под анализ попали 318 тысяч нормативных требований, из которых отменены свыше 143 тысяч.
Работа шла вместе с представителями предпринимательских кругов и сообществ. Для этого было создано свыше 40 отраслевых рабочих групп. Их участники оценили положительный эффект от регуляторной гильотины в размере около 200 млрд в год. Группы продолжают работать и сейчас, занимаясь оценкой вступающих в силу и корректируемых обязательных требований.
По словам Григоренко, для улучшения работы контрольных процедур Правительство РФ подготовило обновленный порядок регулирования, который нашел отражение в федеральном законе о государственном контроле. Запущен риск-ориентированный подход. Он представляет собой систему управления рисками, которая предусматривает отнесение объектов контроля к одной из 6 категорий риска. Чем он выше, тем чаще организуются плановые проверки. При этом для объектов с низкой категорией риска они не предусмотрены. В 2021 году количество проверочных мероприятий относительно 2019 года сократилось двукратно с 1,5 млн.
Обратная связь с предпринимателями позволяет эффективно развивать оба направления реформирования КНД. На портале Госуслуг работает сервис обжалования решений контрольных органов. Ожидание рассмотрения заявления в среднем составляет 11 дней. Бизнес может пользоваться современным, прозрачным инструментом для обжалования результатов проверок. Государство получает важные сведения об ожидании предпринимателей по изменениям действующих правил и контрольных процедур.
Вице-премьер напомнил, что в 2023 году плановые проверки будут проводиться только на объектах, которые отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Они составляют порядка 1,5% от всего числа объектов контроля в РФ.
В отношении внеплановых проверок для контрольных органов поставлена задача выполнения таких мероприятий на основе индикаторов риска. Увеличение количества последних и перевод их в публичную плоскость направлено на повышение качества контрольно-надзорной деятельности и обеспечение прозрачности процедуры.
При введении дистанционных проверок важно сохранить объективность результатов. Для этого будут привлекаться технические средства. Уже разработан прототип приложения, вскоре начнется его тестирование, заявил Дмитрий Григоренко.
Руководитель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Правительство РФ проделало колоссальную работу в реформировании КНД. Проведены важные мероприятия по оцифровке и координации работы всех участников процесса. Реформа проводится не кабинетно, а с широким участием представителей отраслевого бизнеса, экспертных сообществ, которые глубоко понимают нюансы существующих проблем. Сейчас мы находимся на первом этапе реформы и предстоит пройти дальнейший путь, чтобы сделать систему идеальной, подчеркнула Валентина Матвиенко.
Также она обратила свое внимание на следующие задачи: «Нужно ли нам такое количество контрольно-надзорных органов? На мой взгляд оно избыточное как на федеральном, так и региональном уровне. Нужна ли нам такая армия контролеров, ревизоров, надзорщиков? Может быть сократить до разумного объема и повысить им зарплату, чтобы у них не было коррупционной составляющей и мотивации с каждой проверки что-то заработать. Параллельно нужно навести порядок с дублирующими функциями у многих проверяющих… Самое главное надо мотивировать представителей бизнеса и руководителей компаний на их ответственность за выполнение существующих требований и для этого тоже нужны отдельные инструменты.»
Полное Выступление Руководителя Аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко на «правительственном часе» 531-го заседания Совета Федерации.