Гострудинспекция в судебном порядке отстояла право на социальную поддержку детей сотрудницы нефтеперерабатывающего завода, скончавшейся на рабочем месте

Шестой кассационный суд общей юрисдикции в г. Самаре оставил в силе апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан о признании связанным с производством смерти работницы «Башнефть-Новойл» — филиала ПАО АНК «Башнефть» вследствие ухудшения самочувствия.

Об этой истории мы рассказывали в апреле текущего года, когда, казалось, солидная и социально ориентированная нефтяная компания согласится с решением судов двух инстанций и окажет семье пострадавшей материальную поддержку, предусмотренную своими корпоративными нормами, а также отраслевым соглашением. Однако крупнейшее предприятие нефтегазовой отрасли продолжило судебную тяжбу. 4 октября 2023 года Шестой кассационный суд общей юрисдикции в г. Самаре поддержал позицию Гострудинспекции, признав судебные акты нижестоящих инстанций законными и обоснованными.

Какова суть тяжбы? В январе 2021 года на рабочем месте, в помещении операторной установки, скончалась 52-летняя женщина — старший товарный оператор «Башнефть-Новойл», 30 лет проработавшая в нефтяной компании. У неё остались две дочери, младшая на момент трагедии была ещё школьницей.

По причине того, что сотруднице стало плохо вследствие ишемической болезни сердца, осложнившейся развитием острой коронарной недостаточности, комиссия по расследованию несчастного случая большинством голосов не признала его связанным с производством. Гострудинспекция с такими выводами не согласилась, и вот почему. За полтора месяца до трагедии пострадавшая проходила периодический медосмотр в ГКБ № 18 г. Уфы, но заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к работе не было дано из-за необходимости консультации кардиолога после проведённой ЭКГ. Согласно требованиям трудового законодательства, работодатель не имел права допустить сотрудницу к исполнению должностных обязанностей без прохождения медосмотра, однако от работы она отстранена не была.

В соответствии с позицией Верховного суда РФ, в зависимости от конкретных обстоятельств несчастный случай со смертельным исходом может быть квалифицирован комиссией как связанный с производством, несмотря на то, что причиной смерти пострадавшего в заключении медорганизации указано общее заболевание. С учётом этого по результатам дополнительного расследования, проведённого Гострудинспекцией на основании обращения супруга пострадавшей, работодателю выдано предписание обеспечить оформление акта формы Н-1. Напомним, именно этот документ даёт право родственникам погибших на производстве претендовать на гарантированную государством страховую выплату, а также на материальную поддержку работодателя. В случае с ПАО АНК «Башнефть» она довольно весомая – «социальную защищённость членов трудового коллектива» ведущая нефтяная компания позиционирует в качестве одного из основных направлений кадровой политики. Конкретные меры поддержки, в том числе в случае гибели работников на производстве (а именно, единовременные выплаты родственникам, помощь с обучением в вузе детей) закреплены коллективным договором организации, который требует своего исполнения при наступлении определённых событий.

Заявленная нацеленность компании на заботу о своих сотрудниках позволяла надеяться на оперативное оформление работодателем акта формы Н-1, являющегося основанием для назначения социальных выплат пострадавшей семье, но работодатель с выданным предписанием не согласился, обратился с иском в Орджоникидзевский районный суд г. Уфы, который его не удовлетворил. Верховный суд РБ, куда нефтяной компанией была подана апелляция, также поддержал позицию надзорного ведомства. И вот Шестой кассационный суд общей юрисдикции в г. Самаре поставил долгожданную точку в затянувшейся судебной тяжбе. 

Источник: https://git03.rostrud.gov.ru/news/