Как подготовиться
Сотрудники Государственной инспекции по маломерным судам напоминают судоводителям о том, что перед выходом на водоём необходимо проверить наличие регистрационных документов (судового билета) на маломерное судно, отметку о прохождении технического освидетельствования на годность к плаванию, удостоверение на право управления маломерным судном, обязательных норм снабжения судна.
Спасатели настоятельно рекомендуют соблюдать правила безопасного плавания и о необходимости наличия спасательных жилетов как на судоводителе, так и на пассажирах во время нахождения в лодке на водоёме. Строгие требования по безопасности предъявляются и к тем, кто любит рыбную ловлю и речные прогулки.
Полезные рекомендации:
Отправляясь на рыбалку или в водный поход, необходимо учитывать прогноз погоды — при сильном волнении на акватории надо воздержаться от выхода на реку, пруд, озеро. Рыбакам не стоит забывать о наличии на борту средств спасения и сигнализации. Во избежание несчастных случаев лучше рыбачить, не отходя далеко от берега. И перед уходом на рыбалку стоит обязательно сообщить о месте промысла родным и близким, а также уточнить время возвращения с рыбалки.
Перед выходом на водоём тщательно проверьте состояние лодки, убедитесь, не протекает ли она, исправны ли весла. Обязательно следует иметь в лодке спасательный круг, пояс или жилет, черпак или другую емкость для откачивания воды. Безопасно двигаться по воде можно только в правильно оборудованной и исправной лодке.
Нельзя ставить лодку непосредственно на фарватере, где регулярно ходят речные суда, поскольку можно не успеть сняться с якоря и отплыть на безопасное расстояние. Границы фарватера обычно обозначаются условными знаками и сигналами, за которые категорически запрещается заплывать на гребных судах, тем более устанавливать их на якоря для ловли рыбы.
Для привязки якорей нужно использовать прочную верёвку или шнур, но не проволоку или железную цепь. Дело в том, что иногда приходится быстро обрезать якорную веревку ножом, например, когда якорь зацепился за какой-то подводный предмет или внезапно налетел ветер, и появилась высокая волна, а также в некоторых других опасных ситуациях.
Если очевидно приближение грозы или другого потенциально опасного ненастья, поторопитесь собрать все снасти, пристаньте к ближайшему берегу и надежно привяжите лодку. При сильном волнении воды и ветре, приближаясь к берегу, следует снизить скорость движения лодки, чтобы избежать ее повреждения о подводные предметы и опрокидывания.
Сегодня многие рыболовы пользуются разборными байдарками и резиновыми лодками. Необходимо учитывать, что эти плавсредства требуют особого ухода, так как их дно и борта легко прокалываются об острые камни и затопленные коряги.
Не следует ставить резиновые лодки и байдарки на якорь далеко от берега, а при появлении даже средней волны необходимо прекратить ужение и вернуться на берег. Нельзя пользоваться якорями с острыми углами (якорь-кошка), так как при подъеме якоря легко повредить надувные баллоны лодки. Такие плавсредства очень неустойчивы, поэтому вставать в них во весь рост нельзя, даже перегибаться за борт небезопасно. Не рекомендуется пользоваться разборными байдарками и резиновыми лодками начинающим рыболовам.
Что делать, если лодка опрокинулась
Если лодка опрокидывается далеко от берега на большой глубине, то она сначала ложится на бок, затем переворачивается килем вверх. Если поблизости не от кого ждать помощи, то, ухватившись за корму или нос лодки и работая ногами, направьте её на мелководье или к ближайшему берегу. Не пытайтесь забраться на опрокинутую лодку, так как она может снова перевернуться, ударив или накрыв вас при этом. Если лодка перевернулась на сильном течении или на перекате реки, следует, держась за лодку, плыть за нею и выбираться на мелкий берег.
Источник: http://43.mchs.gov.ru/pressroom/news/